Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем.

По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных.

Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, а их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей- они должны проводиться тренерами, владеющими информацией по проблеме наркоманий и собственно тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.


 

Упражнение «Табу».

Цель: позволяет понять как человек реагирует на запреты и ограничения, какие чувства и мотивы руководят поведением человека при  столкновении с запретом.

Ведущий в центр круга ставит небольшую коробку, в которой что-то лежит, и говорит: «Там лежит то, чего нельзя». Каждому предлагается проявить себя в отношении этого предмета.

 

Упражнение «В шкуре зависимого»

 Цель: дать возможность прочувствовать то, что испытывает зависимый человек при деформации социальных связей, при потере любимых людей и занятий.

Оборудование: Каждому участнику группы выдается по 12 листочков

Инструкция: Каждому участнику необходимо написать на 4 листках имена самых близких и любимых для него людей, на следующих 4 листках необходимо написать 4 любимых блюда, на следующих 4 листках необходимо написать 4 любимых занятия. 

Идет «первая волна», каждому участнику необходимо отдать ведущему 1 листок с именем близкого человека, 1 с любимым блюдом, 1 с любимым занятием.

Далее идет обсуждение: «какие чувства вы испытали при

выборе?», «понравилась ли вам эта ситуация?» .

Ведущий поясняет, человек только пробует или уже начинает привыкать к наркотикам, но еще контролирует себя, свое поведение и ситуацию.

Идет «вторая волна», ведущий уже сам забирает у участников 2 листка с именами близких людей, 2 листка с любимыми блюдами, 2 листка с любимыми занятиями.

Далее идет обсуждение: «что вы испытали сейчас?», «на сколько тяжело было сделать выбор?».

Ведущий поясняет, что в этой ситуации наркоман уже не контролирует себя и свое поведение, что он настолько подвержен своей зависимости, что не может ничего сделать в ситуации потери.

Упражнение «Замкнутый круг»

Цель: дать возможность прочувствовать то, что испытывает зависимый человек при употреблении ПАВ, и как может реагировать на него окружение .

Участники встают в круг плотной стеной, а один из группы становиться в центре,  его раскручивают до состояния потери равновесия, но никто не оказывает поддержки и все участники остаются равнодушными

Упражнение «Я выбираю жизнь!»

Цель: профилактика наркомании и настрой на здоровый образ жизни.

 Оборудование: ватманы, карандаши и фантазия.

Необходимо нарисовать социальную рекламу на тему «Я выбираю жизнь! Нет – наркотикам!»

Упражнение «Важно».

Ведущий предлагает  по кругу сказать, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Каждый может говорить минуту или просто сказать несколько слов.