Вопрос-ответ опека

Часто задаваемые вопросы

по оформлению документов.

 

1. Как быть, если гражданин постоянно зарегистрирован по одному адресу, а проживает по другому? Где в этом случае проводится обследование жилищных условий?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Понятие места жительства конкретизировано в Законе Российской Федерации № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. (далее — Закон № 5242-1). Согласно статье 2 этого закона, местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом манёвренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Место, где гражданин проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина), является местом его пребывания.

Верховный Суд РФ в своём определении № КАС02-176 от 16 апреля 2002 г. отметил, что регистрация не входит в понятие «место жительства», а является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Следует также учитывать, что устанавливавший 6-месячный (максимум) срок регистрации граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, пункт 10 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17 июля 1995 г.) Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 2 февраля 1998 г. признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Кроме того, КС России отметил, что установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учёта в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином.

Так что в тех случаях, когда гражданин проживает на законных основаниях на жилой площади, где он не зарегистрирован, органы опеки и попечительства могут рассматривать это жилое помещение в качестве места жительства кандидата в опекуны, при наличии документа, являющегося основанием для его проживания там. Это может быть свидетельство о праве собственности, договор найма (поднайма), согласие на проживание лица, предоставившего жилое помещение, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего жилое помещение, а также иной документ либо его надлежаще заверенная копия.

2. Правомерно ли требование ООиП о прохождении медицинского освидетельствования всех проживающих совместно с опекуном граждан?

Правилами подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, не предусмотрена возможность требовать медзаключение у членов семьи потенциального опекуна. И в случаях, когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, возникают сомнения в безопасности пребывания ребёнка в семье (к примеру, один из членов семьи опекуна страдает психиатрическим заболеванием), специалист, проводивший обследование, делает соответствующую запись в акте обследования условий жизни гражданина.

3. Где и как получить справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам?

Порядок, сроки выдачи и форма этой справки федеральным законодательством не установлены. Вопросы, связанные с выдачей справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, должны быть урегулированы органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными указанным органам федеральным законодательством. Соответствующие разъяснения по данному вопросу содержатся также в письмах Минобрнауки России № АФ-20/06 от 1 февраля 2010 г. и Роспотребнадзора № 01/14387-9-32 от 29 сентября 2009 г.

4. Обязательно ли прохождение специальной подготовки кандидата в опекуны?

Пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона № 48-ФЗ закреплена обязанность органа опеки и попечительства осуществлять подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями. Эта обязанность конкретизирована в «Правилах подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 423.

Следует отметить, что прохождение подготовки на сегодняшний день  является обязательным для гражданина, выразившего желание стать приемным родителем, опекуном или попечителем.

5. Основные отличия усыновления, опеки и приемной семьи?

Основные отличия можно посмотреть тут 

6. Хочу восстановиться в родительских правах, но не знаю с чего начать?

Ответ тут